У разных социальных групп всегда был разный взгляд на свое прошлое и настоящее. Именно поэтому наступление каждой новой эпохи неизменно знаменовалась обязательным переписыванием учебников истории. При этом о чем-то умалчивалось, а что-то, наоборот, возвеличивалось и навязывалось поколениям российских людей в качестве основного, главного итога или направления развития. В донесении до народа исторической правды не очень-то помогла и историческая наука. Все противоречия социальной жизни отражались и в ней. В долгоиграющих дискуссиях, длящихся иногда столетиями, и бесконечной погоне за новыми фактами-источниками, выхолащивались основные и самые важные вопросы о смысле и предназначении отечественной истории; истоках, корнях и уникальных чертах российской цивилизации. А между тем ее самобытность - непонятая и неосмысленная - на интуитивном уровне ощущалась всеми и всегда, с той лишь разницей, что для одних это была родная и близкая «неразгаданная сказка» и - «варварская», ненавистная «эта страна» для других. В конечном счете так и нерешенная ни в науке, ни в общественном сознании России, основополагающая проблема истории Отечества состоит в поисках убедительных ответов на вопросы о том, почему, лежащие на поверхности, базовые, самобытные черты русской цивилизации оказались незамеченными, не исследованными и, соответственно, не понятыми. Уникальность исследовательского дарования А.В. Пыжикова как раз и состоит в том, что он был одним из немногих, кто понял, где и в каких областях общественного бытия и сознания следует искать российскую историческую истину; и точно единственным, кто поставил перед собой практически невыполнимую задачу: осмыслить исторический путь России не на отдельных его участках и отрезках, а связать их все в единый и взаимосвязанный процесс, объединяющий эпохи и тысячелетия и тем самым, наконец-то, разглядеть сквозь туман лжи и искажений долгую, но единственную и непрерывную дорогу, длинною с историческую судьбу народа. Но в чем своеобразие методологической «оптики» Пыжикова? Какие приёмы и методы позволили ему увидеть то, что до него не сумела нащупать наука и мимо чего прошла великая русская литература, хотя иногда и прозревавшая о своей исторической и народной слепоте. И самое важное, что ученый определял в качестве существенных и наиболее значительных факторов русской истории и цивилизации, предопределивших ее неповторимый облик и аромат? Об этом и многом другом пойдет речь в фильме «Русский Раскол», в котором коллеги-оппоненты А.В Пыжикова попытались в первом приближении понять значение, осмыслить самое существенное и наметить перспективы развития научного наследия замечательного русского историка, так трагически и безвременного ушедшего в самый плодотворный период своей научной биографии. Но нам, живым, и только вступающим в жизнь и тем, кто растит собственных детей и внуков следует помнить один из главных выводов, сделанных А.В. Пыжиковым из опыта изучения отечественной истории: «Возрождение России - это возврат к собственным корням, а не использование чужеземных конструкций». В прошлом, увы, мы не раз забывали об этом универсальном рецепте прохождения наиболее опасных участков исторического пути развития. И дай нам Бог силы и ума не повторять этих ошибок в настоящем и будущем. Аминь!

Теги других блогов: история культура Россия